Депутаты продумают гарантии и поощрения для сельских старост

В поселке Ложок(а значит и в Горках Академпарка) есть сельский староста, сейчас это Екатерина Дубнищева. Поэтому новый закон о работе сельских старост опосредованно касается всех жителей. Закон готовятся принять в Новосибирской области. Его суть обсудили на заседании профильного комитета Законодательного собрания региона, депутаты обратили внимание властей на то, что в документе не хватает четко прописанных гарантий для людей, которые замещают эти должности на местах.

Заседание комитета по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Заксобрания прошло накануне. Как сообщили в региональном парламенте, депутаты в том числе обсудили законопроект о местном самоуправлении – речь в документе идет об организации работы сельских старост. Документ был разработан правительством региона для приведения областных законов в соответствие с федеральными.

Федеральный закон весной этого года урегулировал вопросы организации деятельности старост сельских населенных пунктов. В том числе был определен порядок назначения старост, срок их полномочий и требования, предъявляемые к лицам, которые могут быть назначены старостами, а также их основные полномочия.

Статья 27.1. Староста сельского населенного пункта
(введена Федеральным законом от 18.04.2018 N 83-ФЗ)
1. Для организации взаимодействия органов местного самоуправления и жителей сельского населенного пункта при решении вопросов местного значения в сельском населенном пункте, расположенном в поселении, городском округе или на межселенной территории, может назначаться староста сельского населенного пункта.
2. Староста сельского населенного пункта назначается представительным органом муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт, по представлению схода граждан сельского населенного пункта из числа лиц, проживающих на территории данного сельского населенного пункта и обладающих активным избирательным правом.
3. Староста сельского населенного пункта не является лицом, замещающим государственную должность, должность государственной гражданской службы, муниципальную должность или должность муниципальной службы, не может состоять в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с органами местного самоуправления.
Законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций может быть установлено иное наименование должности старосты сельского населенного пункта.
4. Старостой сельского населенного пункта не может быть назначено лицо:
1) замещающее государственную должность, должность государственной гражданской службы, муниципальную должность или должность муниципальной службы;
2) признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
3) имеющее непогашенную или неснятую судимость.
5. Срок полномочий старосты сельского населенного пункта устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.
Полномочия старосты сельского населенного пункта прекращаются досрочно по решению представительного органа муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт, по представлению схода граждан сельского населенного пункта, а также в случаях, установленных пунктами 1 — 7 части 10 статьи 40 настоящего Федерального закона.
6. Староста сельского населенного пункта для решения возложенных на него задач:
1) взаимодействует с органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями и учреждениями и иными организациями по вопросам решения вопросов местного значения в сельском населенном пункте;
2) взаимодействует с населением, в том числе посредством участия в сходах, собраниях, конференциях граждан, направляет по результатам таких мероприятий обращения и предложения, в том числе оформленные в виде проектов муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению органами местного самоуправления;
3) информирует жителей сельского населенного пункта по вопросам организации и осуществления местного самоуправления, а также содействует в доведении до их сведения иной информации, полученной от органов местного самоуправления;
4) содействует органам местного самоуправления в организации и проведении публичных слушаний и общественных обсуждений, обнародовании их результатов в сельском населенном пункте;
5) осуществляет иные полномочия и права, предусмотренные уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
7. Гарантии деятельности и иные вопросы статуса старосты сельского населенного пункта могут устанавливаться уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Законы субъектов РФ по вопросам деятельности и статуса сельских старост подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего ФЗ о старосте сельского населенного пункта (в ред. ФЗ от 18.04.2018 N 83-ФЗ) в течение шести месяцев с 29.04.2018.

Над разработкой закона для Новосибирской области работала межотраслевая рабочая группа. В соответствии с законопроектом основной задачей старост является взаимодействие с органами местного самоуправления по решению вопросов местного значения как на уровне муниципальных образований, так и на уровне районов. В документе указаны гарантии деятельности старосты – это право на получение информации, получение консультаций специалистов органов местного самоуправления. В том числе, прием в первоочередном порядке должностными лицами местного самоуправления и руководителями организаций по вопросам своей деятельности, а также право на участие в заседаниях представительного органа муниципального образования при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы жителей при решении вопросов местного значения. Конкретные полномочия старост, их права и гарантии предложено закреплять органами местного самоуправления самостоятельно в уставах или нормативно-правовых актах представительных органов.

«Мне как депутату, избранному от сельской территории радостно, что про сельские территории думают и пытаются улучшить эффективность управления ими. Потому что, действительно, есть села, где нет нормальной работы интернета, нет аптечных пунктов, где такое звено как староста очень нужно, – высказалась депутат Дарья Украинцева. – Но много ли в области населенных пунктов, где избрали такой путь взаимодействия с органами местного самоуправления?»

Как сообщил председатель комитета Александр Терепа, в настоящее время в области 429 муниципальных образований, где старосты потенциально могут появиться. Из них 44 имеют в своем составе один населенный пункт, соответственно наличие в них старосты не очень целесообразно. Остальные муниципальные образования имеют по два-три, максимальное количество – 12 поселений. И здесь появление старост оценивается как целесообразное. Количество старост в регионе может составить 1200-1300 человек. По прежнему закону сходами граждан было избрано 830 старост, добавил Александр Терепа.

«Это говорит о том, что институт старост состоялся. Принятие федерального законодательства лишь упорядочивает систему. После принятия закона мы определим соответствующую методологию изменения муниципальных уставов муниципальных образований. Думаю, институт старост будет и дальше укрепляться и укореняться. Все населенные пункты, которые не имеют представительства органов местного самоуправления, рано или поздно старост получат», – заметил парламентарий.

Депутат Евгений Смышляев обратил внимание на острый вопрос законопроекта – это гарантии работы старост, меры поощрения и порядок отчетности перед органами местного самоуправления. В представленном министерством региональной политики Новосибирской области законопроекте эти моменты не отражены.

«Перечень гарантий должен быть исчерпывающим, а здесь он размыт – «иные гарантии». Этот вопрос обязательно встанет у глав муниципальных образований», – указал Смышляев.

Председатель комитета Александр Терепа с ним согласился и отметил, что на это будут обращать внимание при подготовке документа ко второму чтению. «Инициатива и понимание должны идти снизу. Чтобы не мы решали, какие гарантии подвести, и тем самым институт старост воспринимался как очередная управленческая структура. Фактически чиновничья, со всеми вытекающими последствиями. Сельский староста – не должность, это общественное признание. Предоставлять гарантии старостам должны органы местного самоуправления в зависимости от их возможностей и оценки ситуации. Ко второму чтению мы подработаем законопроект, чтобы определиться с этим вопросом, не нарушая прав и не насаждая свое восприятие», – заключил Александр Терепа.

Источник: http://sibkray.ru/news/2126/917900/